Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Сергея Чебаненко
Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2019 » Июнь » 11 » Мог ли советский космонавт высадиться на Луне раньше, чем американский?
18:29
Мог ли советский космонавт высадиться на Луне раньше, чем американский?

Теоретически, конечно, мог. Почему бы и нет?

Но для этого вся история СССР в период 50-х – 60-х годов должна была сложиться совершенно иначе.

Становление советской космонавтики как пионера в исследованиях космического пространства было невозможно без протекции с самых вершин Советской власти. Конкретизируем: без личной поддержки Н.С.Хрущева, который увидел в космических исследованиях мощнейший рычаг для продвижения советских интересов в мире, развитие советской космонавтики в том ключе, который уже состоялся, было бы невозможным. Следовательно, если мы хотим, чтобы советский космонавт «прогулялся по Луне» в 1968 году, необходимо, чтобы Н.С.Хрущев оставался у власти и после октября 1964 года. При том раскладе политических фигур, который имелся в Политбюро и ЦК КПСС никто Н.С.Хрущева заменить не мог. Особенно в части советских космических амбиций.

Успехи СССР в космосе в начальный период космической эры были невозможны без крепкого тандема «власть – разработчики космической техники». Если власть олицетворял Н.С.Хрущев, то создателей космических систем – бесспорно С.П.Королев. Мы уважаем С.П.Королева как Главного конструктора, но в первую голову он был Главным Организатором, а еще точнее Главным Администратором, который смог сплотить коллективы ученых и инженеров для создания первых образцов советской космической техники. Следовательно, чтобы в 1968 году советский космонавт вышел на лунную поверхность, необходимо, чтобы С.П.Королев не умер на операционном столе в январе 1966 года, а продолжал бы жить и работать.

Но для «великих лунных побед» одного только тандема «Хрущев – Королев» мало. Нужно еще несколько мощных факторов.

Во-первых, финансирование работ. Напомню, что только в 1966 году на всю совокупность лунных устремлений США американский Конгресс щедро ассигновал более пяти процентов бюджета страны. А что имели советские конструкторы и испытатели? Мышкины слезки…

Во-вторых, еще на рубеже 50-х – 60-х годов необходимо было создать советский аналог американского НАСА – ведомство для прогнозирования, координации и управления всем космическим сектором в Советском Союзе. И самое лучшее, чтобы возглавил его С.П.Королев, формализовав и без того уже свою лидерскую роль в Совете главных конструкторов.

В-третьих, еще тогда, на рубеже 50-х и 60-х, нужно было решить «двигательный вопрос»: заняться разработкой больших двигателей для лунной и марсианской ракет. В том числе и на кислородно-водородных компонентах. Напомню, что в США разработка таких «ракетных моторов» шла еще с 50-х годов. То есть к тому моменту, когда 35-й Президент США Джон Ф. Кеннеди официально провозгласил «крестовый поход» Америки на Луну, американский «лунный поезд» уже на малом ходу был в пути.

В-четвертых, видимо, и ракету-носитель Н-1 для лунной программы и иных применений нужно было изначально разрабатывать иначе – от малых ракет к большой. Так сделали американцы: сначала – уже в октябре 1961 года, всего через полгода после первого полета в космос Юрия Гагарина, - полетел относительно простой «Сатурн-1», затем его сменил «Сатурн-1Б» для выведения «Аполлонов» на околоземные орбиты, и уже потом в космос отправился мощный «Сатурн-5». И еще, может быть, советский лунный проект нужно было изначально строить на двухпусковой схеме со стыковкой на околоземной орбите двух блоков лунного комплекса перед полетом к Луне.

В-пятых, совершенно иначе должна была выглядеть и советская пилотируемая космическая программа:

1) космические корабли «Восток» вполне могли совершить еще минимум три полета, чтобы выбрать «до упора» свой десятисуточный полетный ресурс. Собственно, это и планировал в свое время генерал Н.П.Каманин на первое полугодие 1964 года;

2) работы над модификацией «Востока» в «Восход» нужно было провести еще в 1962-1963 годах, а не ждать до 1964 года, пока «жареный» двухместный американский корабль «Джемини» клюнул под хвост советскую пилотируемую космонавтику. Полеты «Восхода» могли начаться – и начались даже в состоявшейся реальности – во второй половине 1964 года. А в 1965-1966 годах могли бы состояться все остальные полеты «Восходов», на которых можно было отработать многие научные и технические вопросы для перспективных орбитальных и лунных полетов;

3) в 1962 году главной перспективной целью нужно было определить не разработку программы облета Луны комплексом 7К-9К-11К не основе стыковок и танкерных дозаправок, а разработку лунного орбитального космического корабля (ЛОКК), имеющего стыковочное устройство с внутренним люком-лазом. Этот корабль должен был использоваться для осуществления лунных экспедиций. Упрощенный вариант ЛОКК мог бы обеспечить и орбитальные полеты вокруг Земли. Именно так и поступили американцы со своим «Аполлоном»: он сначала обеспечил тестовые околоземные полеты, потом экспедиции к Луне – и облетные, и посадочные, - а потом полеты по программе орбитальной станции «Скайлэб» и советско-американской программе «Аполлон» - «Союз». Кстати, при реализации «Скайлэба» появился еще и вариант пятиместного спасательного корабля на основе все того же «Аполлона».

В СССР же поступили по-другому. Вместо цели «разработка корабля для лунных посадочных экспедиций» (ЛОКК или в состоявшейся реальности хотя бы 7К-ЛОК), поставили целью разработку лунного орбитального корабля для пролета мимо Луны без выхода на орбиту вокруг нее – своего рода для «прыжка» через Луну. Сначала для этой цели С.П.Королев предложил многозвенный комплекс из основного пилотируемого корабля 7К, ракетного блока 9К и танкеров 11К. Потом корабль 7К изъяли из этого «поезда» и стали разрабатывать как орбитальный корабль 7К-ОК – исключительно для орбитальных полетов вокруг Земли. А осуществить облетную программу должен был теперь корабль ЛК-1 конструкции В.Н.Челомея, который также не мог выйти на орбиту вокруг Луны, а просто пролетал над ней по петлеобразной траектории.

В конце 1965 года, уже после отстранения от власти Н.С.Хрущева, у В.Н.Челомея забирают лунный облетный проект – в основном, по политическим причинам (в конструкторском бюро Челомея работал сын опального Хрущева Сергей) и из-за отсутствия реального продвижения проекта ЛК-1. Теперь облет Луны – точнее, пролет над ней, - должен совершить гибрид корабля 7К конструкции КБ С.П.Королева и ракеты-носителя «Протон», созданной в КБ В.Н.Челомея. Чтобы «Протон» «вытянул» корабль к Луне, с корабля 7К снимают массу бортовых систем и получают в итоге абсолютно новый корабль Л-1, который мог использоваться только для лунных облетных полетов – и нигде более. Параллельно для полета к Луне и высадки на ее поверхность идет разработка отдельного орбитального корабля 7К-ЛОК (проект Л-3). То есть в середине 1966 года в СССР разрабатывается параллельно три корабля:

- орбитальный 7К-ОК («Союз»);

- лунный облетный («пролетный») Л-1;

- лунный орбитальный корабль для посадочных экспедиций на Луну (7К-ЛОК).

Американцы же, напомню, при гораздо большем финансировании делают всего лишь один корабль – «Аполлон».

В этой связи уместно вспомнить одну «детскую» сказочку, написанную автором некоторое время назад…

 

Сказка о велосипеде и вкусном пироге

 

Жили-были два мальчика – можно сказать братья, поскольку жили на одной и той же планете по имени Земля.

Однажды бабушка из соседнего двора испекла вкусный пирог и поставила его на столе. А потом на всю улицу объявила: кто из ребят первым сделает своими руками трехколесный велосипед и приедет на нем в соседский двор, тот пирог и съест.

Один из мальчиков – назовем его Алекс - с самого начала решил делать именно велосипед для поездки к пирогу в соседнем дворе (а потом уже использовать этот велосипед, чтобы гонять по собственному двору, и по всей остальной улице).

Другой мальчик – по имени Сева – сначала стал делать велосипед для поездок по своему двору. Потом, взяв от «дворового» велосипеда переднее колесо и убрав с него половину спиц, стал делать велосипед, чтобы проехать в соседний двор: просто объехать стол с пирогом и почувствовать его запах. А уже потом Сева собирался строить велосипед, для поездки собственно к пирогу, добавив к уже сделанному велосипеду звонок и багажник.

Как вы думаете, кто из мальчиков съел пирог в соседнем дворе – Алекс или Сева?

 

Сказки – сказками, но в итоге к июлю 1969 года – моменту высадки американцев на Луну – успехи Советского Союза в космосе, мягко говоря, не радовали:

- орбитальный корабль 7К-ОК («Союз») все еще не стал надежным кораблем и требовал доработок (которые, кстати, затянулись еще едва ли не на десять лет);

- Л-1, несмотря на почти полтора десятка его запусков, так и не стал безотказно летать, и от его использования для пролетов над Луной в итоге отказались;

- 7К-ЛОК так и не вышел в космос, не стартовав даже на околоземную орбиту.

А американские «Аполлоны» совершили около полутора десятка безаварийных полетов и к Луне, и вокруг Земли. Единственная авария произошла при полете к Луне «Аполлона-13». Ирония судьбы, но в апреле 1970 года, как раз к столетию со дня рождения В.И.Ленина, которое помпезно отмечали в СССР и странах социализма, едва ли не смертельно раненый, аварийный «Аполлон-13» смог совершить тот самый пролет над Луной, который так и не смогли качественно и без замечаний на всех этапах полета выполнить облетные корабли Л-1, созданные именно для таких вот пролетов над Луной советских космонавтов.

Лунная пилотируемая программа СССР могла бы выглядеть совершенно иначе, если бы с начала 60-х годов вместо корабля 7К и его модификации для околоземных полетов 7К-ОК начали бы разрабатывать лунный орбитальный космический корабль (ЛОКК), имеющий стыковочный узел с внутренним люком для перехода в лунный корабль (ЛК) без выхода космонавта в космос. Но по силам ли было СССР в начале 60-х «замахнуться» сразу на лунный орбитальный корабль для экспедиции с высадкой человека на Луну? А почему нет? Американцы уже с 1962 года начали проектировать свой «Аполлон» именно в качестве пилотируемого корабля для лунных экспедиций. Чем хуже советские инженеры и конструкторы их заокеанских коллег?

Конечно, ЛОКК был бы тяжелее корабля 7К-ОК («Союз») и для его околоземных испытаний нужна была новая ракета-носитель. Но ведь в начале 60-х и для корабля 7К-ОК («Союз»») тоже пришлось модернизировать ракету-носитель Р-7! Вообще «проблема» выведения для испытаний ЛОКК на околоземную орбиту могла бы быть решена тремя способами (по состоянию на начало – середину 60-х годов):

А) модернизация ракеты-носителя Р-7 новой третьей ступенью – чтобы такая ракета-носитель могла бы выводить на околоземную орбиту полезную нагрузку около 9-10 тонн – то есть корабль ЛОКК;

Б) использование в качестве средства выведения ракеты-носителя «Протона» конструкции В.Н.Челомея, которая в те годы как раз начала испытываться и летать, - напомним, что позднее «Протон» вполне успешно выводил на околоземную орбиту полезную нагрузку до 20 тонн;

В) использование для таких испытаний уменьшенных и упрощенных вариантов ракеты-носителя Н-1: если у американского «Сатурна-5» нашлись «братья меньшие» «Сатурн-1» и «Сатурн-1Б», то почему еще до первого полета Н-1 в космическое пространство не могли отправиться такие же «братья меньшие» советской Н-1?

Все эти рассуждения представляются вполне здравыми и логичными, но… Но в реальности вместо универсального корабля для пилотируемых экспедиций на Луну ЛОКК началась разработка явно ошибочной идеи лунного пролетного корабля – сначала 7К-9К-11К, а потом ЛК-1 и Л-1 (и корабля для околоземных полетов 7К-ОК («Союз»)).

Напомним также, что американскую программу высадки на Луну президент США Джон Ф. Кеннеди громогласно провозгласил 25 мая 1961 года. А советский проект высадки человека на лунную поверхность окончательно оформился только к 1964 году.

Уже в октябре 1961 года состоялся первый полет экспериментального прообраза американской лунной ракеты - “Сатурна-1”. Сама лунная ракета “Сатурн-5” впервые взлетела 9 ноября 1967 года. Первую попытку запустить свою ракету-носитель Н-1 для осуществления лунной экспедиции СССР предпринял только в феврале 1969 года.

Кроме того, на американскую программу высадки на Луну человека было затрачено 25 миллиардов долларов. Советское правительство выделило на эти же цели в несколько раз меньшую сумму…

То есть на деле получилась не “лунная гонка” двух равных по силам участников, а очередное соревнование в стиле “Догоним и перегоним Америку!” да еще при весьма скудном финансировании советской лунной программы. Очевидно, что такое “соревнование” трудно назвать “лунной гонкой”. Это скорее похоже на попытку догнать на мопеде гоночный автомобиль.

Поэтому, увы, но высадиться на Луну раньше американских астронавтов их советские коллеги могли только в сладких авантюрных мечтах советских партийных руководителей, а в реальности – никак. Чтобы это событие могло случиться, история СССР в 50-х – 60-х годах – должна была сложиться совершенно иначе.

Просмотров: 640 | Добавил: Fantterra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

[ Архив записей ]

[ Наш опрос ]
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz