(СМОГУТ ЛИ ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ, МЭРИЛИН МОНРО И ЧАРЛИ ЧАПЛИН СЫГРАТЬ В ОДНОМ ФИЛЬМЕ?)
Очень хочется помечтать в Новый год о чем-нибудь хорошем. Или предсказать что-нибудь, но так, чтобы обязательно сбылось, да еще и было полезно всем. Так сказать, практическая футурология для всех.
Правда, простейший прогноз – штука опасная и неблагодарная. Можно хорошенько сесть в лужу…
Вот, например, у известного советского писателя-фантаста Георгия Мартынова есть роман, написанный на рубеже 50-х и 60-х годов прошлого века, в котором фотонный космолет в четыре тысячи каком-то году возвращается из межзвездной экспедиции. Вы не поверите: радист из экипажа космолета передает на Землю сообщения с помощью «морзянки» и радиоключа!
Или еще такой пример. У замечательного писателя Исая Давыдова в романе «Я вернусь через тысячу лет» главный герой Сандро Тарасов где-то около 2300 года от Рождества Христова изобретает для радиофонов (что-то типа наших мобильников) память аж на десять номеров! Все человечество в восторге! Роман был написан в 1965-1968 годах, а телефоны обзавелись памятью уже в начале 70-х.
Так что риск ошибиться всегда есть. Но мы с вами – люди отчаянно смелые, поэтому попробуем…
То, что компьютерная техника и кинематограф давно уже вступили в тесные брачные узы, надеюсь, уже ни у кого сомнений не вызывает. Компьютерные видеоэффекты стали составной частью кинофильмов настолько, что отличить компьютерную графику от реальной съемки «в живую» возможно только при очень тщательном просмотре. Последние по времени «Звездные войны» – ярчайший пример взаимодействия кинематографа и компьютеров. И наоборот, сюжеты фильмов давно уже стали надежной основой для разработчиков компьютерных игр. Когда я пишу эти строки, на экран компьютера иногда вылетает заставка с предложением поиграть в «Чужих против Хищника».
Никого теперь не удивляют компьютерные инопланетяне и монстры, сказочные принцессы и жуткие чудовища. И поэтому, думается, осталось сделать еще один маленький шаг, и мы снова увидим на экранах в совершенно новых фильмах замечательную игру таких талантливых актеров, как, например, Мэрилин Монро и Чарли Чаплин, Вячеслав Тихонов и Евгений Леонов, Богдан Ступка и Константин Степанков. Не верите? А напрасно… Вот смотрите. Попробуем создать «новое кино» по шагам.
Шаг первый. Берем и оцифровываем изображения какого-нибудь актера из старого фильма. Например, Тихонова-Штирлица из «Семнадцати мгновений весны». То есть не создаем компьютерную графику путем программирования, а проводим обратную операцию: всю совокупность изображений Вячеслава Тихонова из этого фильма превращаем в компьютерную программу «Вячеслав Тихонов».
Шаг второй. Таким же способом оцифровываем голос Тихонова (в принципе, этот шаг можно вполне соединить с шагом первым, но здесь для наглядности намеренно выведем его в отдельную операцию).
Шаг третий. Проводим натурные съемки фильма с участием актеров-дублеров (а при более развитой технологии вообще составляем компьютерную программу, которая заменит реальные съемки).
Шаг четвертый. Заменяем в фильме реальных актеров виртуальным «Вячеславом Тихоновым». Можно задействовать и других виртуальных актеров – было бы желание. В продолжении «Семнадцати мгновений весны» роль новой радистки Штирлица вполне могла бы сыграть виртуальная Мэрилин Монро, а Чарли Чаплин вполне мог бы оказаться очередным тайным курьером из Москвы, прибывшем в Берлин на встречу с советским разведчиком.
Шаг пятый. Выпускаем фильм на экраны и гладим брюки для церемонии вручения премий «Оскар», «Золотой медведь» и всяких прочих кинонаград.
Что тут принципиально невозможно? Все, описанное выше, можно реализовать уже на нынешнем уровне компьютерной техники. Осталось сделать всего лишь маленький шажок…
Ну, а теперь посмотрим на последствия. Займемся, так сказать собственно практической футурологией.
1. Конечно, поначалу такой компьютерный фильм в производстве будет, видимо, стоить довольно солидную сумму. Но с развитием рынка, технологии будут отработаны и упрощены, и стоимость компьютерного кино («компкино» - “compcinema” – “compcin” – «компсин» или «компкин») резко снизится.
2. Рано или поздно станет вопрос: а нужны ли вообще живые актеры? Если можно использовать любого актера из прошлого…
3. Цифровые актеры-бренды будут зарегистрированы как чья-то собственность. То есть правнуки Вячеслава Тихонова, например, смогут получить миллионы за «игру» их прадедушки в новых «компкинах». Если мне память не изменяет, семья космонавта Юрия Гагарина еще пару лет назад зарегистрировала имя и фамилию Юрия Алексеевича Гагарина в качестве бренда. «Процесс пошел»?
4. Конечно, «живым» актерам, – особенно, молодым, - придется несладко. В разы снизится спрос на рынке актерских вакансий – вполне возможно, что купить компьютерный образ Вячеслава Тихонова окажется дешевле, чем платить суточные и гонорары молодому таланту Пульхерию Пупкину.
5. Но вновь поднимутся театры – с их «живыми» актерами и «живой» игрой. Правда, не исключаю, что и в них на сцене будут задействованы компьютерные «стереоактеры», и мы снова увидим на подмостках многих из тех, кого уже с нами давно нет…
6. Потом снова возникнет спрос на «живое» кино и «живые» театры с настоящими актерами, с «незатасканными компьютерными лицами».
7. Процесс создания «компсинов» будет настолько упрощен и регламентирован, что станет возможным создание графических программ для пользователей-любителей: каждый человек сможет выступить в качестве сценариста, режиссера и всей актерской плеяды одновременно: «Чем я не Станиславский или Эльдар Рязанов?»
8. Появится сервис типа “Youtobe” для хранения и демонстрации этих поделок, среди которых, впрочем, иногда будут попадаться и настоящие шедевры.
9. Кстати, писатели-литераторы тоже не останутся в стороне от широкой поступи технического прогресса. Уже сейчас Борис Акунин выкладывает свои новые книги в сеть не только в виде текстовых файлов, но и сразу с голосовой озвучкой. Поэтому уже в ближайшем будущем писатель Ксенофонт Ставрюгин из Хацапетовки вполне может возжелать запустить к читателям свою «нетленку» сразу же с «компфильмом», им же созданным.
10. А если мы возьмем старое кино и оцифруем (частично еще дополнив) реальных исторических персонажей, то главную роль в фильме о полете в космос Юрия Гагарина вполне сможет сыграть сам Юрий Алексеевич. Или представьте себе реального Иосифа Виссарионовича в сериале «Сталин против Троцкого»!
11. Поскольку отличить «компкино» от реальных исторических съемок со временем станет совершенно невозможно даже для экспертов, я рискну предположить, что очень скоро появятся «деятели», которые явный компьютерный «новодел» будут выдавать за «исторические съемки» никогда реально не происходивших событий (например, фильм о тайном визите Ленина в Вашингтон для встречи с президентом США Вильсоном в ноябре 1918 года).
12. Мне могут возразить, что такой фильм должен быть обязательно снят на старой пленке, достоверность которой эксперты непременно докажут. Все верно… Но где гарантия, что к тому времени не возникнет и технология, которая позволит создавать кинопленки, совершенно неотличимые от действительно старых?
13. И не только кинопленки, а вполне «реальные» исторические находки. В результате в ткань истории человечества могут быть внесены значительные поправки. Клара Цеткин окажется первой любовью Адольфа Гитлера, что будет доказано ее собственноручно написанными письмами на старой бумаге начала 20-го века. В Африке будет «найден» череп проточеловека с возрастом 5 миллионов лет и на его лобной кости обнаружится корявая надпись, сделанная каменным рубилом: «Спи спокойно, дорогой Ванечка. Твоя жена Маня».
14. История человечества превратится в набор виртуальных событий: никто не в силах будет понять, что было на самом деле реально, а где «технологическая подделка». Следовательно, человеческое прошлое станет почти таким же неопределенным, как и будущее.
15. Пропагандистский лозунг «Не дадим переписать наше историческое прошлое!» обретет совершенно иной и практический смысл. На историческую арену непременно выйдет какая-нибудь «Ассоциация реальной истории» (АРИ), члены которой, – между прочим, «АРИйцы», - отправятся изучать реальное прошлое…
Желающие могут продолжить прогнозирование самостоятельно. Вполне возможно, что многие додумаются до вещей совершенно невероятных – например, до создания по описанным выше технологиям виртуального Президента страны и голосования за него. Представляете, как это было бы интересно: часть страны убеждена, что Президент носит фамилию Сахаренко, другая часть – что Бельмондович, а третья – что всем в державе заправляет женщина с симпатичной косой до самого пояса…
Ну, а пока вы будете предаваться футуристическим мечтаниям, я, пожалуй, посмотрю кино. Что-нибудь из старого, любимого. Например, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Где на весь фильм есть только один видеоэффект, да и то не компьютерный, - полет по звездному небу кузнеца Вакулы верхом на загримированном Георгии Милляре…
Сергей Чебаненко
P.S. Автор статьи настойчиво напоминает всем будущим компьютерно-киношным режиссерам будущих «компсинов», что авторские права на описанные выше технологии принадлежат исключительно автору статьи, который, разумеется, рассчитывает на скромные десять процентов кассовых сборов от каждого вашего «компсиновского» шедевра.
|