см. начало https://chsv.at.ua/news/proigral_li_sssr_lunnuju_gonku/2020-05-09-66
3. «Лунная гонка» под микроскопом»
После возвращения на Землю в августе 1976 года спускаемого аппарата станции “Луна-24” в исследованиях Луны наступил настолько длительный перерыв, что есть основания говорить о завершении первого цикла исследований Луны земной цивилизацией. Эти исследования в их активной стадии космических запусков продолжались с 1958 по 1976 год.
Оценивая события тех “лунных” восемнадцати лет с позиций нынешнего дня, можно прийти к довольно неожиданному выводу: никакой “глобальной”, единой по всем этапам исследования Луны “лунной гонки” между СССР и США не было. Ретроспективно пройдемся по всем этапам “лунной эпопеи” начиная с 1958 и по 1976 год.
3.1. Пролет автоматической станции около Луны.
Первой такую миссию выполнила советская автоматическая станция “Луна-1”. Станция пролетела мимо Луны и стала спутником Солнца – искусственной планетой под названием “Мечта”. Но этот успех стал следствием неудачи. На самом деле станцию не готовили по пролетной программе, она должна была упасть на Луну. Но баллистики промахнулись.
А вот первые американские аппараты серии “Пионер” как раз и создавались для пролетной программы. Но не смогли ее выполнить до полета “Луны-1” из-за аварий ракет-носителей.
Следовательно, в условной номинации “Пролет автоматической станции около Луны” выигрыш за СССР, но фактически никакой “лунной гонки” не было, поскольку у Советского Союза не было намерения осуществлять такой пролет.
3.2.Попадание в Луну автоматической станции с целью доставки на ее поверхность вымпела.
Первой в Луну попала советская лунная станция “Луна-2”. Опять первенствовал Советский Союз. Но “лунной гонки” между СССР и США не было, поскольку у американцев не было цели попасть своим космическим аппаратом в Луну для доставки памятных знаков на лунную поверхность.
3.3. Облет Луны автоматической станцией без выхода на окололунную орбиту и фотографирование лунной поверхности.
СССР запустил станцию “Луна-3” и снова оказался впереди США. Вот по этому направлению пресловутая “лунная гонка” была, поскольку у американцев реализовывалась программа “Пионер”, которая предусматривала облет естественного спутника Земли и его фотографирование (в том числе и невидимой с Земли стороны Луны).
Кстати, по состоянию на сегодняшний день “Пионер” оказалась самой “долгоиграющей” американской программой межпланетных станций. Начиная с 1958 года станции этой серии “отметились” не только около Луны, но и в окрестностях Венеры, Юпитера и Сатурна, а сегодня продолжают движение за пределы Солнечной системы.
3.4.Исследования и фотографирование Луны с падающей на ее поверхность станции.
По этой “номинации” первенствовали американские станции “Рейнджер”. Но опять же не было “лунной гонки” между СССР и США, поскольку у Советского Союза просто отсутствовала программа исследования Луны с падающей на ее поверхность станции.
3.5.Мягкая посадка автоматической станции на лунную поверхность.
В 1964 – 1965 годах СССР предпринял пять неудачных попыток посадить космическую станцию на поверхность Луны. Удачной оказалась только шестая попытка: в феврале 1966 года космический аппарат “Луна-9” первым высадился на Луне и передал на Землю фотоизображение лунной поверхности.
У США была своя программа высадки на Луну автоматических аппаратов “Сервейер”. “Сервейер-1” совершил посадку 2 июня 1966 года – на три месяца позже советской космической станции. Хотя СССР “высадил” на Луну только две станции первой модификации – “Луну-9” и “Луну-13”, – а США семь станций “Сервейер”, первенствовал Советский Союз.
Следовательно, поскольку у СССР и США были похожие и конкурирующие друг с другом космические программы, нужно признать: “лунная гонка” по этому направлению исследования Луны действительно была, и советские ученые и инженеры ее выиграли.
3.6. Перелет лунной станции над Луной
Его первым выполнил американский “Сервейер”. Вполне возможно, что в будущем ракетные перелеты над небесными телами в ходе их исследования действительно станут одной из перспективных технологий. И перелет “Сервейера” на несколько метров над Луной будет считаться первым их применением. Но у СССР не было аналогичной программы, поэтому этот эксперимент не может быть отнесен к так называемой “лунной гонке”.
3.7. Создание искусственного спутника Луны
В апреле 1966 года советская космическая станция “Луна-10” стала первым искусственным спутником Луны.
У американцев аналогичная программа называлась “Лунар Орбитер”. Первый “Лунар Орбитер” вышел на окололунную орбиту в августе 1966 года, на четыре месяца позже советского космического аппарата.
Американская программа “Лунар Орбитер” и программа советских спутников Луны по своей конечной цели – запуск окололунного спутника – близнецы. Следовательно, СССР блестяще выиграл этот этап космического соревнования.
3.8. Облет Луны автоматической станцией и ее посадка на Землю
15 сентября 1968 года был успешно запущен космический аппарат, получивший название “Зонд-5”, - Советский Союз практически открыто начал испытания космического корабля для облета Луны человеком. После облета Луны “Зонд” вернулся к Земле и произвел приземление по баллистической траектории.
У американцев не было программы облета Луны и возвращения на Землю автоматических аппаратов. Поэтому этот успех советской науки и техники тоже не может считаться выигрышем СССР в “лунной гонке”.
3.9. Полет животных вокруг Луны
10 ноября 1968 года к Луне отправился “Зонд-6”. Космический аппарат облетел Луну и вернулся на Землю. Полет вокруг естественного спутника Луны впервые совершили животные – черепашки.
И снова нет оснований считать этот успех СССР победой в пресловутой “лунной гонке” - США не планировали полеты животных вокруг Луны.
3.10. Пилотируемый облет Луны без выхода на ее орбиту
Эту программу Советский Союз собирался выполнить с помощью кораблей 7К-Л1. Но так и не выполнил из-за постоянных аварий как ракет-носителей “Протон-К”, так и космических кораблей 7К-Л1.
Но такой пилотируемый облет Луны все-таки состоялся в апреле 1970 года и выполнил его экипаж терпящего аварию американского космического корабля “Аполлон-13” – Джеймс Ловелл, Фред Хейз и Джон Свайгерт. Спасаясь от гибели, американские астронавты на аварийном корабле сделали то, что их советские коллеги так и не смогли осуществить на штатно летающих кораблях 7К-Л1.
Фактически первенство по этой “номинации” и сегодня принадлежит американцам. Но этот вынужденный “успех” экипажа “Аполлона-13” не может рассматриваться в контексте “лунной гонки” именно из-за его вынужденности, именно потому, что изначально такой облет Луны в планах США не значился.
Кстати, экипаж “Аполлона-13” установил и еще один рекорд, который не побит и сегодня. Во время облета Луны аварийный корабль удалился на рекордное расстояние от Земли – так далеко люди еще не улетали от родной планеты.
3.11. Пилотируемый облет Луны с выходом на окололунную орбиту.
21 декабря 1968 года Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс стартовали к Луне на борту космического корабля “Аполлон-8”. Впервые люди покинули околоземное пространство. Спустя три дня корабль вышел на окололунную орбиту и десять раз облетел вокруг Луны. К новому году космонавты успешно вернулись на Землю.
Итак, вроде бы США выиграли этот этап соревнования в космосе: американские космонавты первыми облетели Луну.
Но и тут есть кое-какие нюансы, на которые хотелось бы обратить внимание. Хотя, и в СССР, и в США планировалось на первом этапе исследований Луны человеком совершить пилотируемый облет естественного спутника Земли без посадки на ее поверхность, но в США этот этап был только промежуточным, а главной целью с самого начала была высадка человека на Луну. Специальной программы пилотируемого облета Луны не было вплоть до лета 1968 года, когда из-за неготовности к полетам лунного модуля было решено послать в облетную экспедицию к Луне основной блок корабля “Аполлон”.
А вот в СССР был специальный проект пилотируемого облета Луны, не связанный с высадкой космонавта на ее поверхность. Однако советский проект предусматривал облет Луны по баллистической траектории без выхода космического корабля 7К-Л1 на окололунную орбиту. Американцы же сразу намеривались вывести “Аполлон” на орбиту вокруг Луны без баллистических пролетов. И блестяще справились с этой задачей.
То есть опять “гонки” между СССР и США в реализации аналогичных по своей конечной цели и исполнению космических проектов не было.
3.12. Высадка человека на Луну и его возвращение на Землю
Где американцы первенствовали бесспорно, так это в высадке на Луну человека. Как уже говорилось выше, в июле 1969 года астронавты США первыми ступили на поверхность Луны.
Правда, и здесь не обойтись без кое-каких замечаний. Американскую программу высадки на Луну президент США Джон Ф. Кеннеди громогласно провозгласил 25 мая 1961 года. А советский проект высадки человека на лунную поверхность окончательно оформился только к 1964 году.
Конечно, “лунная гонка” между СССР и США по этому направлению исследований Луны была. Но она очень походила на игру-“догонялку”, в которой один из участников пытается догнать давно уже стартовавшего другого. Кроме того, если учесть, какой объем финансовых, организационных и научных ресурсов был задействован в Соединенных Штатах для реализации программы “Аполлон” и какой в Советском Союзе для выполнения проекта Н1-Л3, то становится совершенно очевидным, что это была “гонка” между гоночным автомобилем и велосипедом.
3.13. Доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией
В 1970 году, уже после высадки на Луну американских космонавтов, советская космическая станция “Луна-16” в автоматическом режиме совершила посадку на Луну, выполнила забор лунного грунта и доставила его на Землю.
Это огромный успех СССР, но опять же рассматривать его в качестве победы над американцами в некой “лунной гонке” нет смысла: у США просто не было в разработке аналогичных проектов доставки лунного грунта на Землю автоматической станцией.
Подчеркнем, что этот лунный успех открыл миру еще одну весьма перспективную технологию – забор грунта на небесных телах и последующая его доставка на Землю или на космическую станцию.
3.14. Доставка на Луну самоходного аппарата для изучения лунной поверхности.
В том же 1970 году на Луну высадился советский самоходный аппарат – “Луноход-1”. Открылась новая страница в исследованиях естественного спутника Земли.
Это тоже была большая победа советских конструкторов и инженеров, но, опять же, вне контекста пресловутой “лунной гонки”, поскольку американцы и не думали реализовывать проекты управляемых с Земли луноходов.
Зато перспективность этого направления исследований небесных тел сегодня ни у кого не вызывает сомнений – достаточно вспомнить колесящие по лунным и марсианским просторам планетоходы. И то ли еще будет! А началось все с высадки на лунную поверхность скромного “ровера” по имени “Луноход-1”.
4. Мог ли советский космонавт высадиться на Луне раньше, чем американский?
Теоретически, конечно, мог. Почему бы и нет?
Но для этого вся история СССР в период 50-х – 60-х годов должна была сложиться совершенно иначе.
Становление советской космонавтики как пионера в исследованиях космического пространства было бы невозможно без протекции с самых вершин Советской власти. Конкретизируем: без личной поддержки Н.С.Хрущева, который увидел в космических исследованиях мощнейший рычаг для продвижения советских интересов в мире, развитие советской космонавтики в том ключе, который уже состоялся, было бы невозможным. Следовательно, если мы хотим, чтобы советский космонавт «прогулялся по Луне» в 1968 году, необходимо, чтобы Н.С.Хрущев оставался у власти и после октября 1964 года. При том раскладе политических фигур, который имелся в Политбюро и ЦК КПСС никто Н.С.Хрущева заменить не мог. Особенно в части советских космических амбиций.
Успехи СССР в космосе в начальный период космической эры были бы невозможны без крепкого тандема «власть – разработчики космической техники». Если власть олицетворял Н.С.Хрущев, то создателей космических систем – бесспорно С.П.Королев. Мы уважаем С.П.Королева как Главного конструктора, но в первую голову он был Главным Организатором, а еще точнее Главным Администратором, который смог сплотить коллективы ученых и инженеров для создания первых образцов советской космической техники. Следовательно, чтобы в 1968 году советский космонавт вышел на лунную поверхность, необходимо, чтобы С.П.Королев не умер на операционном столе в январе 1966 года, а продолжал бы жить и работать.
Но для «великих лунных побед» одного только тандема Хрущев – Королев мало. Нужно еще несколько мощных факторов.
Во-первых, финансирование работ. Напомню, что только в 1966 году на всю совокупность лунных устремлений США американский Конгресс щедро ассигновал более пяти процентов бюджета страны. А что имели советские конструкторы и испытатели? Мышкины слезки…
Во-вторых, еще на рубеже 50-х – 60-х годов необходимо было создать советский аналог американского НАСА – ведомство для прогнозирования, координации и управления всем космическим сектором в Советском Союзе. И самое лучшее, чтобы возглавил его С.П.Королев, формализовав и без того уже свою лидерскую роль в Совете главных конструкторов.
В-третьих, еще тогда, на рубеже 50-х и 60-х, нужно было решить «двигательный вопрос»: заняться разработкой больших двигателей для лунной и марсианской ракет. В том числе и на кислородно-водородных компонентах. Напомню, что в США разработка таких «ракетных моторов» шла еще с 50-х годов. То есть к тому моменту, когда 35-й Президент США Джон Ф. Кеннеди официально провозгласил «крестовый поход» Америки на Луну, американский «лунный поезд» уже на малом ходу был в пути.
В-четвертых, видимо, и ракету-носитель Н-1 для лунной программы и иных применений нужно было изначально разрабатывать иначе – от относительно малых ракет к большой. Так сделали американцы: сначала – уже в октябре 1961 года, всего через полгода после первого полета в космос Юрия Гагарина, - полетел относительно простой «Сатурн-1», потом его сменил «Сатурн-1Б» для полетов «Аполлонов» на околоземной орбите, и уже потом в космос отправился мощный «Сатурн-5». И еще, может быть, советский лунный проект нужно было изначально строить на двухпусковой схеме со стыковкой на околоземной орбите двух блоков лунного комплекса перед полетом к Луне.
В-пятых, совершенно иначе должна была выглядеть и советская пилотируемая космическая программа:
1) Космические корабли «Восток» вполне могли совершить еще минимум три полета, чтобы выбрать «до упора» свой десятисуточный полетный ресурс. Собственно, это и планировал в свое время генерал Н.П.Каманин на первое полугодие 1964 года;
2) работы над модификацией «Востока» в «Восход» нужно было провести еще в 1962-1963 годах, а не ждать до 1964 года, пока «жареный» двухместный американский корабль «Джемини» не клюнет под хвост советскую пилотируемую космонавтику. Полеты «Восхода» могли начаться – и начались даже в состоявшейся реальности – во второй половине 1964 года. А в 1965-1966 годах могли бы состояться все остальные полеты «Восходов», на которых можно было отработать многие научные и технические вопросы для перспективных орбитальных и лунных полетов;
3) В 1962 году главной перспективной целью нужно было определить не разработку программы облета Луны комплексом 7К-9К-11К не основе стыковок и танкерных дозаправок, а разработку лунного орбитального космического корабля (ЛОКК), имеющего стыковочное устройство с внутренним люком-лазом. Этот корабль должен был использоваться для осуществления лунных экспедиций. Упрощенный вариант ЛОКК мог бы обеспечить и орбитальные полеты вокруг Земли. Именно так и поступили американцы со своим «Аполлоном»: он сначала обеспечил тестовые околоземные полеты, потом экспедиции к Луне – и облетные, и посадочные, - а потом полеты по программе орбитальной станции «Скайлэб» и советско-американской программе «Аполлон» - «Союз». Кстати, при реализации «Скайлэба» появился еще и вариант пятиместного спасательного корабля.
В СССР же поступили по-другому. Вместо цели «разработка корабля для лунных посадочных экспедиций» (ЛОКК или в состоявшейся реальности хотя бы 7К-ЛОК), поставили целью разработку лунного орбитального корабля для пролета мимо Луны без выхода на орбиту вокруг нее – своего рода для «прыжка» через Луну. Сначала для этой цели С.П.Королев предложил многозвенный комплекс из основного пилотируемого корабля 7К, ракетного блока 9К и танкеров 11К. Потом корабль 7К изъяли из этого «поезда» и стали разрабатывать как орбитальный корабль 7К-ОК – исключительно для орбитальных полетов вокруг Земли. А облет осуществить облет Луны должен был теперь корабль ЛК-1, который также не мог выйти на орбиту вокруг Луны, а просто пролетал над ней по петлеобразной траектории.
В конце 1965 года, уже после отстранения от власти Н.С.Хрущева, у В.Н.Челомея забирают лунный облетный проект – в основном, по политическим причинам (в конструкторском бюро Челомея работал сын опального Хрущева Сергей) и из-за отсутствия реального продвижения проекта. Теперь облет Луны – точнее, пролет над ней, - должен совершить гибрид корабля 7К конструкции КБ С.П.Королева и ракеты-носителя «Протон», созданной в КБ В.Н.Челомея. Чтобы «Протон» «вытянул» корабль к Луне, с корабля 7К снимают массу бортовых систем и получают в итоге абсолютно новый корабль Л-1, который мог использоваться только для лунных облетных полетов – и нигде более. Параллельно для полета к Луне и высадки на ее поверхность идет разработка отдельного орбитального корабля 7К-ЛОК (проект Л-3). То есть в середине 1966 года в СССР разрабатывается параллельно три корабля:
- орбитальный 7К-ОК («Союз»);
- лунный облетный («пролетный») Л-1;
- лунный орбитальный корабль для посадочных экспедиций на Луну (7К-ЛОК).
Американцы же, напомню, при гораздо большем финансировании разрабатывают всего лишь один корабль – «Аполлон».
В этой связи уместно вспомнить одну «детскую» сказочку, написанную автором некоторое время назад…
Сказка о велосипеде и вкусном пироге
Жили-были два мальчика – можно сказать братья, поскольку жили на одной и той же планете по имени Земля.
Однажды бабушка из соседнего двора испекла вкусный пирог и поставила его на столе. А потом на всю улицу объявила: кто из ребят первым сделает своими руками трехколесный велосипед и приедет на нем в соседский двор, тот пирог и съест.
Один из мальчиков – назовем его Алекс - с самого начала решил делать именно велосипед для поездки к пирогу в соседнем дворе (а потом уже использовать этот велосипед, чтобы гонять по собственному двору, и по всей остальной улице).
Другой мальчик – по имени Сева – сначала стал делать велосипед для поездок по своему двору. Потом, взяв от «дворового» велосипеда переднее колесо и убрав с него половину спиц, стал делать велосипед, чтобы проехать в соседний двор: просто объехать стол с пирогом и почувствовать его запах. А уже потом Сева собирался строить велосипед, для поездки собственно к пирогу, добавив к уже сделанному велосипеду звонок и багажник.
Как вы думаете, кто из мальчиков съел пирог в соседнем дворе – Алекс или Сева?
Сказки – сказками, но в итоге к июлю 1969 года – моменту высадки американцев на Луну – успехи Советского Союза в космосе, мягко говоря, не радовали:
- орбитальный корабль 7К-ОК («Союз») все еще не стал надежным кораблем и требовал доработок (которые, кстати, затянулись еще едва ли не на десять лет);
- Л-1, несмотря на почти полтора десятка его запусков, так и не стал безотказно летать, и от его использования для пролетов над Луной в итоге отказались;
- 7К-ЛОК так и не вышел в космос, даже на околоземную орбиту.
А американские «Аполлоны» совершили около полутора десятка безаварийных полетов и к Луне, и вокруг Земли. Единственная авария произошла при полете к Луне «Аполлона-13». Ирония судьбы, но в апреле 1970 года, как раз к столетию со дня рождения В.И.Ленина, которое помпезно отмечали в СССР и странах социализма, едва ли не смертельно раненый аварийный «Аполлон-13» смог совершить тот самый пролет над Луной, который так и не смогли качественно и без замечаний на всех этапах полета выполнить советские облетные корабли Л-1, созданные именно для таких вот пролетов над Луной советских космонавтов.
Увы, высадиться на Луну раньше американских астронавтов их советские коллеги могли только в сладких авантюрных мечтах советских партийных руководителей, а в реальности – никак.
См. продолжение https://chsv.at.ua/news/proigral_li_sssr_lunnuju_gonku_chast_3/2020-05-09-68
|